Последние новости
|
В этом году исполняется 20 лет со дня образования Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР». О деятельности ассоциации рассказывает ее бессменный генеральный директор Александр Малов
20 марта 2014
…Единица - вздор,
не подымет простое пятивершковое бревно,
Владимир Маяковский
Сила – в единении! В этом году исполняется 20 лет со дня образования Российской Ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР». О деятельности ассоциации рассказывает ее бессменный генеральный директор Александр Малов.
- Ассоциация «АСПОР» создана 21 сентября 1994 года. Учредителями выступили семь крупных дорожно-строительных организаций. Сегодня ее членами являются 265 территориальных ассоциаций, союзов, саморегулируемых и крупных подрядных организаций, в состав которых входят 2500 предприятий. АСПОР представляет и отстаивает интересы подрядчиков в федеральных и региональных органах власти, сотрудничая с Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Российским союзом товаропроизводитилей, Союзом транспортников России. В Правительстве России АСПОР работает в составе Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отстаивает интересы работодателей дорожной отрасли, при подготовке законопроектов по социально-трудовым отношениям подписывает от имени работодателей генеральное соглашение. 25 декабря 2013 года было подписано Генеральное соглашение между Общероссийскими объединениями профсоюзов, Общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014-2016 годы. Важность этого события, участвуя в церемонии подписания соглашения, подчеркнул Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев: «Я убежден, что новое соглашение за счет повышения эффективности государственной деятельности, государственного управления, а также всех участников трудовых соглашений, внедрения принципов достойного труда путем ратификации целого ряда конвенций МОТ поможет сделать нашу экономику более современной, более эффективной, а самое главное – действительно более комфортной для работы огромного количества наших людей и обеспечит если не самый высокий, то приемлемый по современным стандартам уровень жизни». Необходимо сказать еще и о том, что 12 ноября 2013 года состоялось подписание Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014-2016 годы. От Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» его подписал я, от Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства – Председатель ЦК профсоюза «РОСПРОФТРАНСДОР» Владимир Владимирович Ломакин. Это соглашение зарегистрировано Минтрудом. Новый документ официально закрепляет за участниками ключевые принципы сотрудничества между работниками и работодателями дорожной отрасли по социально-трудовым вопросам и усилению социальной защиты работников дорожного хозяйства. Этот правовой акт устанавливает общие принципы регулирования трудовых и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями организаций отрасли. Важно, что соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров. В соглашении на 2014-2016 гг. особое внимание уделено обеспечению повышения уровня заработной платы работников дорожного хозяйства, оговорены дополнительные условия защиты их пенсионных прав, вопросы охраны труда. Следует подчеркнуть, что этот документ не является рычагом давления работников на работодателей, это соглашение направлено на развитие отрасли. - С социально-трудовыми отношениями понятно. Какие еще задачи ставит перед собой АСПОР? - В Федеральном собрании Российской Федерации АСПОР участвует в и реализации планов законотворческой деятельности. Представители Объединения работают членами экспертных советов нескольких комитетов. Активно взаимодействуем работаем с комитетами по транспорту, землепользованию и строительству Государственной Думы РФ. У нас профессиональная комиссия по законотворчеству, которая не мало сделала для принятия законов об автомобильных дорогах, о контрактной системе, о концессиях. Я вхожу в координационный совет по малому и среднему бизнесу, по транспортной политике, по законотворчеству Минтранса РФ, в общественный совет при Минтрансе РФ, в правление Торгово-промышленной палаты, в правление Российского союза промышленников и предпринимателей, в состав правительственной комиссии по безопасности движения, в состав комиссии по общественной экспертизе проектов государственной компании «Российские автомобильные дороги». АСПОР был инициатором и активным участником создания Союза транспортников. Это важно отметить, потому что благодаря этому союзу и поддержке Общероссийского народного фронта мы имеем возможность активно работать с законодателями, проводить в Госдуму своих сподвижников. Являясь членами Союза транспортников, мы на протяжении последних двух лет трижды встречались с Президентом России! Это ли не результат? Я считаю, что у нас хорошие перспективы в Госдуме следующего созыва благодаря тому, что наши представители вошли в территориальные органы «Общероссийского народного фронта «За Россию».
- Какова на ваш взгляд эффективность профессиональных общественных объединений в наше время, когда пересматриваются все стандарты предшествующего исторического периода? - Время все расставляет по своим местам, это закономерно. Но Россия не может развиваться в отрыве от остального мира, а в зарубежных странах профессиональные объединения являются мощной силой. Они активно отстаивают интересы бизнеса, серьезно влияют на трудовые отношения, что в свою очередь способствует развитию общества. За примерами далеко ходить не надо: в США, например, объединенные по профессиональному признаку саморегулируемые организации дают допуск на участие в строительных работах, причем купить его, как у нас, нельзя, там это происходит на основе объективной оценки возможностей компании. В России, на мой взгляд, идея саморегулирования не реализовала себя до конца. Поэтому сегодня даже ставится вопрос, не вернуться ли назад, к лицензированию! Только в дорожном хозяйстве сегодня создано пять СРО. А в строительстве в целом – порядка 500! Повлияло ли это на качество и срок выполняемых работ? Какова роль саморегулируемых организаций в реализации законодательства о конкурсных торгах? Какова на сегодняшний день эффективность всех видов общественных организаций? К сожалению, их КПД приближается к КПД самовара. Есть ли у них перспективы? Несомненно. Причем решать мы можем самые разные задачи. Так, например, во Франции отраслевики - там всего семь крупных подрядных организаций -объединились для подготовки кадров. В России сегодня это актуально как никогда, потому что государство не в состоянии, да, наверное, и не должно решать те проблемы, которые мы можем решить самостоятельно. От сетований руководителей предприятий на то, что разрушена советская система профессионального технического образования, что специалистов среднего звена готовят очень мало, а специалистов рабочих профессий и вовсе не готовят, что сегодняшних выпускников вузов приходится доучивать до инженерной квалификации, надо переходить к действенным мерам. Решение этих вопросов должны взять на себя профессиональные объединения, ведь сегодня крупные дорожные предприятия фактически подошли к этому, они сами готовят кадры, отправляя их на различные курсы повышения квалификации, в вузы и колледжи. Общественные профессиональные организации могли бы, объединив усилия, решать эту задачу системно, формулируя задания для высшей и средней школы в части количества и уровня подготовки специалистов профильных профессий. Нам это вполне по силам. Если бы в дорожной отрасли России было единое профессиональное объединение, мы могли бы более активно участвовать в законотворчестве. Сегодня же АСПОР совместно с Ассоциацией проектных и изыскательских организаций «РОДОС» формулирует свой пакет предложений, Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» – свой. И все это изолированно друг от друга, причем каждый пытается перетянуть одеяло на себя. Какие цели мы преследуем? Ведь для дела это только хуже, хотя бы потому, что законодателям приходится рассматривать не один пакет предложений, а несколько, депутаты теряют время, чтобы разобраться в этом массиве сведений и не понимают, в чьих интересах действуют. А в результате получается как в известном афоризме Виктора Степановича Черномырдина о том, что «хотелось как лучше, а получилось как всегда». Что мы делим? Для чего наплодили столько общественных организаций, которые, конкурируя друг с другом, тем не менее, до конца не решают ни один вопрос, просто не способны решить, потому что наша «зубастость» зависит от нашего единства? Не люблю этот пример, но он невольно приходит в голову, когда заходит речь об объединении: нефтегазовый сектор экономики, благодаря своему единству, имеет такое сильное лобби в правительстве, в Федеральном собрании, что ему удается все важные для себя решения проводить через правительство и законодателей в кратчайшие сроки. А мы только на закон об автомобильных дорогах десять лет потратили. Структурно все просто: АСПОР объединяет работодателей и отстаивает их интересы. Да, мы занимаемся проблемой социального партнерства. Но проблема состоит в том, что профсоюзы на сегодняшний день обескровлены. Поэтому мы не можем работодателей заставить соблюдать элементарные правила ведения бизнеса. В результате у нас провал в социальных гарантиях бизнеса работникам, а в вопросах подготовки кадров каждое предприятие вообще выкручивается, как может. А выход на иностранные рынки? Наши подрядчики слабы, не готовы к этому. Да, некоторые из них, все же, получают зарубежные контракты – ОАО «Центрдорстрой», ОАО «Автобан», ОАО «АСДОР». Наши дорожники работали в Индии, Польше, Марокко, Тунисе, но нигде не закрепились. Потому что для этого у дорожных предприятий не хватает инженерной мощи. Почему? Потому что не формируется сильный подрядчик в России. Обратите внимание: все, что удается сделать - удается тогда, когда дорожники выступают единым фронтом. Это касается и воссоздания дорожных фондов, и 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», и 44-ФЗ «О контрактной системе». Но что касается последнего, то здесь тоже далеко не все пока ясно, так как нормативные акты в развитие этого закона, которые должны определить правила игры, приняты еще далеко не все. Так и живем: закон уже вступил в действие, а как по нему работать, до конца не ясно. Вместо того чтобы становиться крупнее и мощнее, в России дорожные организации вынуждены заниматься натуральным хозяйством, чтобы обеспечить хоть какие-то гарантии своим работникам. Поэтому и создаются при дорожных предприятиях различные подсобные производства, ремонтные мастерские, сельхозобъединения. Вместо того чтобы объединяться в грозную силу на рынке, в единый кулак, в мощные производственные структуры, мы обособляемся и выращиваем петрушку и морковку. - Так в чем же, по-вашему, состоит перспектива развития профессионального сообщества? Именно в объединении по отраслевому признаку, а также в выходе на зарубежные рынки я вижу нашу перспективу. Да, есть уже примеры такой деятельности – все тот же ОАО «Автобан», например, участвует в конкурсных торгах госкомпании «Автодор» в консорциуме с тремя такими же крупными зарубежными компаниями. Но это пока, к сожалению, только единичный пример. Да, АСПОР всеми доступными способами и средствами пытается донести проблемы дорожного сообщества до власть предержащих. Сегодня нужны специалисты, которые бы занимались анализом существующих проблем и методов их быстрого решения. К сожалению, аналитиков сегодня в отрасли почти нет, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Как это ни обидно, нет их и в отраслевых СМИ. Однако пора уже при Росавтодоре создать аналитическую группу – серьезную команду экспертов. Без этого развиваться дальше нельзя. Еще оно обстоятельство представляется мне очень важным. Начиная с 1997 года, дорожную отрасль возглавляет кто угодно – экономисты, юристы, даже нефтяники, только не дорожники. Не хватает в центральном аппарате Росавтодора лишь врачей и журналистов. А что? Какая разница-то? А ведь приход к власти случайных людей попросту вреден для дела. Потому что, не имея специальных знаний, они не могут компетентно управлять дорожным хозяйством. Они не способны правильно расставить приоритеты, а значит – распределить финансовые средства, федеральный дорожный фонд, между прочим; их влияние на законодателей сведено к нулю; они не знают отраслевых традиций, которые вырабатывались десятилетиями до них, а значит, не могут их учитывать при принятии решений. Они не знают истории развития отрасли, поэтому часто за новые решения выдают хорошо забытые старые. Так у нас и идет топтание на месте, в крайнем случае – бег по кругу. Уже не говоря о том, что неспециалист, возглавив отрасль, сразу не может приступить к делу, потому что ему нужно время, чтобы изучить сферу, которой он пришел руководить. И что интересно: как только кто-то из них войдет в курс дела, изучит, определится и готов руководить полноценно – его снимают и назначают следующего, опять неспециалиста. По какому принципу их выбирают, наверное, можно понять. Но зачем? И что дальше? - Как вы считаете, реально ли сегодня объединить дорожную общественность в одной организации, которая бы представляла общие интересы? - Главное, что мне дала работа в райкоме партии, которой я занимался в советское время – это глубокая убежденность в том, что не бывает невыполнимых задач. Все зависит от того, сколько усилий мы приложим, чтобы их решить. Практика показывает, что эффективно работают профессиональные объединения, когда они создаются либо группой бизнесменов с целью продвижения своих интересов, либо руководителем отрасли для лоббирования интересов общих, либо объединением уже существующих общественных структур для реализации конкретной идеи. Так или иначе - необходим лидер, причем не формальный, а реальный. Такие лидеры в дорожной отрасли были – это Алексей Александрович Николаев, Анатолий Павлович Насонов - темпы развития дорожной сети в то время восхищают и сейчас. Есть такие люди и сегодня. Повторюсь: свою историю необходимо изучать, это позволит избежать ошибок в будущем. И в этой связи хочу напомнить, что в этом году мы празднуем 100-летие первого Министра автомобильных дорог РСФСР Алексея Александровича Николаева. Создан организационный комитетпод руководством Романа Владимировича Старовойта, намечена широкая программа мероприятий. Один из ее пунктов – сооружение памятника А.А.Николаеву, проект которого уже готов. К сожалению, средства на сооружение памятника поступают очень вяло, а ведь увековечить память этого человека – наша святая обязанность. Уважаемые коллеги! Те, кто неравнодушен к истории отрасли, могут перечислить деньги по следующим реквизитам:
От себя добавлю, что книга о А.А.Николаеве, подготовленная к изданию Ассоциацией АСПОР, вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Рекомендую всем, кто неравнодушен к нашему дорожному делу, ее прочитать. Может быть, она не относится к литературным шедеврам, но дух истории передает. Это несомненно. Хотелось бы отметить также, что деятельность Общероссийского объединения работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» высоко оценена руководством страны – в 2012 году за активную работу по формированию эффективного социального партнерства, активную позицию в решении отраслевых проблем Президента Объединения Александра Малова наградил Президент России Владимир Владимирович Путин.
Короткая ссылка на новость: https://souztransrus.ru/~Mx1ZB
|