Версия для слабовидящих





Мероприятия:


Всероссийский круглый стол по Национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги"

24 мая 2019

Об итогах Всероссийского Круглого стола

«Некоторые проблемы и пути эффективной реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также перехода в регионах России на технологический уровень, обеспечивающий 12-летний межремонтный период»

 

21 мая 2019 г., г. Москва, МАДИ

 

Общероссийский народный фронт совместно с Союзом транспортников России, при участии Министерства транспорта Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) провели Всероссийский Круглый стол «Некоторые проблемы и пути эффективной реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также перехода в регионах России на технологический уровень, обеспечивающий 12-летний межремонтный период».

Ведущий круглого стола Виталий Борисович Ефимов – Член Центрального штаба ОНФ, Президент Союза транспортников России, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству. Состав участников круглого стола - руководители и представители Федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной государственной власти, научных и производственных объединений, союзы и ассоциации, предприятия и организации дорожного комплекса.

В заседании приняли участие:

- Развозжаев Михаил Владимирович – руководитель Исполкома ОНФ;

-Москвичев Евгений Сергеевич – Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству;

-Алафинов Иннокентий Сергеевич – Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации;

-Катырин Сергей Николаевич – Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

-Костюченко Игорь Владимирович – заместитель руководителя Федерального дорожного агентства;

-Моргунов Михаил Юрьевич – референт Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Госсовета Российской Федерации;

-Кустарев Геннадий Владимирович – и.о. ректора МАДИ, ведущего Университета страны в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.

На приглашение принять участие в актуальной для регионов встречи активно откликнулись администрации субъектов Российской Федерации. Одиннадцать делегаций возглавили заместители губернаторов и руководителей правительств; 36 регионов представили министры, руководители департаментов и комитетов транспорта.

В составе участников от региональных органов управления автомобильными дорогами приняли участие 86 человек.

Почти 90 руководителей и специалистов подрядных дорожных организаций представили республики, края и области России.

Инициативно к рассматриваемой проблеме отнеслись в региональных отделениях Общероссийского народного фронта, направивших для участия почти 50 представителей.

16 вузов и отраслевых научных учреждений представили более ста ведущих ученых, преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов дорожных специальностей. Всего в работе круглого стола участвовало более 350 человек.

В программе заседания круглого стола были проведены две сессии: экспертная и пленарная.

В первой сессии было предоставлено слово экспертам и специалистам дорожной отрасли, активистам региональных отделений ОНФ, руководителям предприятий. Конструктивные предложения внесли руководители дорожных ведомств субъектов Российской Федерации.

Во второй сессии, пленарной, по имеющимся проблемам и поступившим предложениям выступили руководители Минтранса России, Росавтодора, руководители рабочих групп. Затем состоялся активный обмен мнениями.

Выступившие 35 участников Всероссийского круглого стола предложили подходы к решению главной задачи, поставленной Президентом России В.В.Путиным в Национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - созданию надежной и безопасной сети федеральных, региональных и местных дорог.

Руководители четырех рабочих групп, сформированных ранее, для предварительного решения этой многоуровневой задачи, проанализировали в течение нескольких месяцев основные проблемы и изложили участникам заседания предложения по их решению.

Эксперты, отметили, что достичь цели можно, решив 2 задачи:

1.Определить пути и создать необходимые условия для выполнения в регионах намеченных программ по развитию дорожной сети.

2. Увеличить межремонтные сроки эксплуатации дорог до 12 лет. В противном случае, при 5-6-летнем сроке межремонтной эксплуатации, дороги будут находиться в постоянном ремонте.

В секретариат заседания поступили предложения по вопросам ресурсного обеспечения, ценообразования на строительные материалы, совершенствования нормативно-правовой базы, повышения эффективности использования дорожных фондов, сохранности автомобильных дорог для включения в итоговый документ, который будет подготовлен рабочей комиссией и доведен до сведения органов государственной власти для принятия мер.


Предложения для включения

в проект Протокола заседания Государственного совета Российской Федерации

В целях совершенствования нормативно-правовой и нормативно-технической базы в сфере строительства предложить Правительству Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по принадлежности до конца 2019 года проработать следующие вопросы:

 

1.    В части взаимодействия с владельцами инженерных коммуникаций (электросети, газо-, нефтепроводы, линии связи):

 

1.1 исключение избыточных требований при взаимодействии с владельцами инженерных коммуникаций в части уточнения положений о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог (внесение изменений в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в части установления единых государственных расценок на переустройство пересекаемых инженерных коммуникаций, установления запрета на включение владельцами инженерных коммуникаций в выдаваемые технические условия требований  на увеличение мощностей пересекаемых инженерных коммуникаций либо установления обязанности владельцев инженерных коммуникаций финансировать увеличение мощностей за счет собственных средств;

 

1.2 установление порядка переустройства инженерных коммуникаций, предусматривающего заключение договоров компенсации нарушенного права собственности в имущественной (безденежной) форме;

 

1.3 установление порядка выдачи технических условий по переустройству инженерных коммуникаций.

 

2.    В части общестроительных норм и правил:

 

2.1 принятие поправок к проекту федерального закона № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», обеспечив закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации понятия «обоснование инвестиций для объекта капитального строительства», осуществляемого до подготовки документации по планировке территории; исключение безальтернативного использования в законах и подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации понятия «предполагаемая (предельная) стоимость»; расширение перечня разделов, включаемых в состав обоснований инвестиций для объектов капитального строительства;

 

2.2 внедрение стадийности проектирования в сфере строительства и законодательного закрепления взаимосвязанных с этим понятий и положений за счет установления дифференцированных требований к подготовке документации на стадии «проектная документация / проект» и стадии «рабочая документация» и обязательности прохождения различных стадий в зависимости от вида (сложности) объекта и (или) сметной стоимости строительства и источников финансирования, обеспечив проработку вопросов:

 

2.3 закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации понятий:

- «проектная документация (стадия «ПД» или стадия «ПРОЕКТ»)» и «рабочая документация (стадия «РД»)» как самостоятельных стадий проектирования;

- «параметры объекта» как количественные и (или) качественные показатели, характеризующие объект и (или) его части и посредством соблюдения которых обеспечиваются потребительские свойства объекта, его надежность и безопасность, а перечень определяется в задании на проектирование, уточняется в проектной документации (с обязательным отражением в заключении экспертизы) и не подлежит изменению при разработке рабочей документации;

 

2.4 введение требования в части того, что параметры объекта, отраженные в заключении экспертизы, являются критериями необходимости корректировки проектной документации и ее повторной экспертизы, определив, что проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется повторно на государственную экспертизу при внесении в нее изменений в части технических решений, которые изменяют параметры объекта капитального строительства;

 

2.5  разграничение требований (норм), регламентирующих соответствующие правоотношения в сфере строительства таким образом, что:

а) строительство объектов капитального строительства производится в соответствии с рабочей документацией и соблюдением параметров объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;

б) осуществление государственного строительного надзора осуществляется на предмет соответствия построенного объекта рабочей документации и параметрам объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;

в) получение заключения о соответствии и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляются при соблюдении требований соответствия построенного объекта рабочей документации и параметров объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;

2.6 наделение заказчика полномочиями выделять отдельные этапы внутри утвержденной проектной документации на линейный объект на основании утвержденных технико-экономических показателей линейного объекта и сопутствующих объектов, согласно положительному заключению экспертизы на линейный объект (исполнитель: Минстрой России);

 

2.7 наделение органа, уполномоченного выдавать разрешение на строительство линейного объекта, выдавать отдельные разрешения на строительство отдельных этапов, а также на ввод в эксплуатацию отдельных этапов, выделенных заказчиком на основании проектной документации и положительного заключения экспертизы на линейный объект (исполнитель: Минстрой России);

 

2.8 установление возможности для Государственного строительного надзора выдавать заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов в соответствии с утвержденной разбивкой на этапы (исполнитель: Минстрой России).

 

 

3. В целях дальнейшей оптимизации ценообразования в дорожном строительстве:

 

3.1. совершенствование базисно-индексного метода, в том числе путем применения в качестве альтернативы комбинированного метода (в котором ресурсным методом определяется стоимость основных ресурсов, для остальных ресурсов применяется базисно-индексный метод);

 

3.2. обеспечение непрерывности процесса обновления сметно-нормативной базы, своевременного введения методических положений и сметных норм с привлечением профессионального сообщества, в том числе путем:

- создания региональных центров мониторинга по определению сметной стоимости строительных материалов, эксплуатации машин и механизмов, фонда оплаты труда, с целью актуализации единичных расценок и сметных цен на строительные ресурсы (до ввода в действие федеральной государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) в 2023 году);

- разработки и выпуска ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости (пересчета в текущий уровень цен) по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям с разделением на поэлементные затраты (оплата труда, эксплуатация машин и механизмов, материалы);

 

3.3 обеспечение возможности исключения из предмета проверки достоверности сметной стоимости установление непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства или стоимости объектов-аналогов с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты;

 

3.4 ограничение применения усредненных показателей стоимости и предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах, в целях планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и в качестве критерия экономически эффективной проектной документации при определении целесообразности её повторного использования;

 

3.5 разработка сметных нормативов на все виды проектных работ, на которые эти нормативы отсутствуют, а также переработка методики определения затрат на авторский надзор, приемочную диагностику и строительный контроль;

 

3.6 разработка методики ценообразования на использование технологии информационного моделирования на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации линейных объектов.

 

4. В части налогового и административного законодательства:

 

4.1. дополнение Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193, положением о необходимости выделения финансовых ресурсов на приведение в нормативное состояние искусственных сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, начиная с 2020 года;

 

4.2 внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения автомобильных дорог регионального и местного значения из объектов налогообложения, а также переноса срока уплаты транспортного налога физическими лицами в срок не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом);

 

4.3. Внесение дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности владельцев (собственников) транспортных средств за умышленное сокрытие государственных регистрационных знаков транспортных средств при проезде пунктов весогабаритного контроля, а также за совершение действий в зоне пунктов весогабаритного контроля, препятствующих идентификации транспортного средства (движение на минимальных расстояниях за впереди идущим транспортным средством, при котором государственный регистрационный знак закрывается от камер фото-, видео- фиксации).

 

 

5. В части контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

 

5.1 оптимизация применения предусмотренного законодательством комплекса обеспечительных мер, в том числе в плане исключения их дублирования, с возможностью использования в рамках одного контракта какой-либо одной меры обеспечения (или банковская гарантии, или казначейское сопровождение, или гарантийные удержания и т.п.);

 

5.2 рассмотрение возможности учета в сметных нормах (например, в накладных расходах) и / или включения в состав сводных сметных расчетов отдельными строками лимитов на оплату неучтенных расходов, связанных с обеспечительными мерами (в том числе на обеспечение авансового платежа, обеспечение исполнения контракта, обеспечения гарантийного периода) с учетом их индексации либо учитывать их дополнительно при расчете начальной (максимальной) цены контракта;

 

5.3 исключение для контрактов в сфере строительства таких форм закупок, где основным критерием для выбора победителя является цена (аукционов);

 

5.4 установление порогового значения снижения начальной (максимальной) цены контракта, обусловливающего возможность применения антидемпинговых мер, в размере не более 10 (десяти) процентов;

 

5.5 введение положения о том, что смета на строительство, график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных работ составляются победителем конкурсных процедур на стадии подготовки и подписания государственного контракта в соответствии с утвержденными заказчиком годовыми лимитами финансирования;

 

5.6 исключение из конкурсов в электронной форме (конкурс с ограниченным участием) конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией, и указания на товарный знак (при наличии) в связи с тем, что проведение указанной процедуры применяется на определение подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ и в документацию о закупке прикладывается проектно-сметная документация;

 

5.7 введение положения, что при заключении государственного и (или) муниципального контракта с подрядчиком из числа субъектов малого и среднего предпринимательства конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 50 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.

 

6. В части технического регулирования в сфере строительства:

 

6.1 проведение анализа качества существующих стандартов с области строительства (в том числе транспортного), разработка и утверждение предложения по их уточнению для устранения выявленных разногласий и противоречий;

 

6.2 уточнение порядка рассмотрения и утверждения программ разработки национальных стандартов в части обязательного их согласования смежными ведомствами и техническими комитетами, а также профессиональным строительным сообществом;

 

6.3 приостановка введения в действие новых стандартов (сводов правил) до устранения противоречий в действующих нормативно-технических документах, разработка / переработка которых не предусмотрена в утвержденном Правительством Российской Федерации документе (графике).

 

Кроме того, в целях повышения качества дорожного строительства и обеспечения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» квалифицированными кадрами предложить Правительству Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по принадлежности до конца 2019 года проработать следующие вопросы:

 

7.1  увеличение в период 2020 – 2024 годов контрольных цифр приема на очную форму обучения по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований для образовательных учреждений высшего образования с закреплением условия для выпускников отработать по полученной специальности не менее трех лет;

 

7.2 обеспечение в период 2020 – 2024 годов бюджетного финансирования инновационных разработок новых дорожно-строительных материалов и технологий в образовательных учреждениях высшего образования, в том числе МАДИ, в целях увеличения прочности конструкций дорожных одежд для обеспечения межремонтных сроков 12 лет на региональные сети автомобильных дорог;

 

7.3 создание межведомственного координационного совета по вопросам координации транспортного обеспечения реализации национальных проектов с участием министерств и ведомств, транспортных организаций и экспертного сообщества;

 

7.4 разработка и внедрение в практику альтернативных технологий строительства автомобильных дорог, что позволит перейти на новый технологический уровень строительства и содержания автомобильных дорог, обеспечивающий переход на 12-14-летний межремонтный период, повысит прочность дорожного покрытия, обеспечит здоровую конкуренцию на соответствующем товарном рынке и снизит стоимость строительных материалов;

 

7.5 создание на базе МАДИ независимого научно-образовательного центра компетенций для контроля за внедрением инновационных технологий и материалов при реализации национального проекта БКАД, повышения квалификации и переподготовки кадров подрядных организаций и заказчика;

 

7.6 внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в части скорейшего внедрения применения технологии информационного моделирования, в том числе в целях обеспечения скорейшего старта пилотных проектов.

 

7.7 обеспечение государственной поддержки разработки отечественного программного обеспечения (ПО), защиты обмена и хранения информации стратегического значения, в том числе рассмотрев возможность включения задачи разработки отечественного ПО в области информационного моделирования в состав национального проекта «Цифровая экономика»;

 

7.8 закрепление в нормативных документах обязательного проведения инструментальной диагностики основной (опорной) сети автомобильных дорог регионального значения, мостовых сооружений, оценки несущей способности конструкций дорожных одежд с использованием современных диагностических лабораторий на этапах проектирования и сдачи в эксплуатацию с включением этих расходов в состав сметы проекта.

 

 РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийского круглого стола «Некоторые проблемы и пути эффективной реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также перехода в регионах России на технологический уровень, обеспечивающий 12-летний межремонтный период»

 

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реализуемый во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», по своему размаху и значимости для экономики и населения России является общенародным и предусматривает активное участие профессионального сообщества и общественности страны в его выполнении.

Общероссийский народный фронт (ОНФ) совместно с Союзом транспортников России при участии Министерства транспорта Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)
21 мая 2019 года провели Всероссийский круглый стол «Некоторые проблемы и пути эффективной реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также перехода в регионах России на технологический уровень, обеспечивающий 12-летний межремонтный период» (далее – Круглый стол).

В состав участников Круглого стола вошли руководители и представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной государственной власти, научных и производственных объединений, союзы и ассоциации, предприятия и организации дорожного комплекса.

Приветствуя поставленные в федеральных и региональных программах цели и непосредственно участвуя в их реализации, участники Круглого стола отметили, что достижение запланированных качественных результатов возможно при условии объективной оценки ситуации в дорожном хозяйстве и выборе адекватных подходов к решению имеющихся проблем.

В этой связи необходимо:

- определить дальнейшие пути и необходимые условия для качественного выполнения в субъектах Российской Федерации поставленных в Национальном проекте задач по развитию региональной дорожной сети;

- рассмотреть современные технологии выхода на межремонтные сроки эксплуатации дорог 12 лет, как одного из основных критериев обеспечения содержания дорожной сети в нормативном состоянии.

Экспертное сообщество в составе специалистов проектных, строительных, эксплуатационных дорожных предприятий страны, представителей научных организаций, управленческих структур при подготовке программы Круглого стола сосредоточили внимание четырех рабочих групп на следующих вопросах, требующих системного решения с участием всех заинтересованных сторон:

- оценка состояния автомобильных дорог и повышение эффективности использования дорожных фондов;

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- внедрение цифровых технологий в жизненный цикл автомобильных дорог и инженерных сооружений;

- ресурсное обеспечение выполнения Национального проекта.

Остроту рассмотренной Круглым столом тематики для регионов отметили выступившие на заседании представители 55 администраций субъектов Российской Федерации.

Профессиональную заинтересованность в качественном выполнении Национального проекта и эффективном вложении народных средств в развитие дорожной сети проявили все отраслевые объединения страны: СТР, РАДОР, АСПОР, РОДОС.

Активное участие в подготовке и проведении Круглого стола представителей центральных и почти пятидесяти региональных подразделений ОНФ отразило стремление общественности обеспечить реальное выполнение поставленной Президентом России задачи: не только контролировать, но и участвовать в реализации национальных проектов.

Всего в работе Круглого стола участвовало более 350 человек.

Выступившие 35 участников Круглого стола предложили подходы к решению главной задачи, поставленной Президентом России В.В. Путиным в Национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: создание надежной, качественной и безопасной сети федеральных, региональных и местных дорог.

Актуальность вынесенных на рассмотрение проблем и предложения, направленные на их решение, также поддержали:

- руководитель Исполкома ОНФ М.В.Развожаев;

- ведущий Круглого стола член Центрального штаба ОНФ, Президент Союза транспортников России В.Б.Ефимов;

- Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Е.С.Москвичев;

- Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации И.С.Алафинов;

- Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н.Катырин;

- заместитель руководителя Федерального дорожного агентства И.В.Костюченко;

- референт Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Госсовета Российской Федерации М.Ю.Моргунов;

- и.о. ректора МАДИ (ведущего Университета страны в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта) Г.В.Кустарев.

 

Участники Круглого стола считают, что для полноценной реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» необходима скорейшая оптимизация правоотношений в строительной сфере и контрактной системе в целом, нуждается в дальнейшем совершенствовании нормативно-техническая документация, требуют разрешения иные проблемные вопросы, касающиеся ценообразования, освобождения территории, улучшения качества выполнения работ по проектированию, строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктурного (транспортного) строительства.

 

Учитывая изложенное,

 

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

 

В целях совершенствования нормативно-правовой и нормативно-технической базы в сфере строительства предложить Правительству Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по принадлежности до конца 2019 года проработать следующие вопросы:

 

1.                Минстрою России, Минтрансу России, Минэнерго России, Минкомсвязи России

в части взаимодействия с владельцами инженерных коммуникаций (электросети, газо-, нефтепроводы, линии связи):

 

1.1 исключение избыточных требований при взаимодействии с владельцами инженерных коммуникаций в части уточнения положений о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог (внесение изменений в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в части установления единых государственных расценок на переустройство пересекаемых инженерных коммуникаций, установления запрета на включение владельцами инженерных коммуникаций в выдаваемые технические условия требований  на увеличение мощностей пересекаемых инженерных коммуникаций либо установления обязанности владельцев инженерных коммуникаций финансировать увеличение мощностей за счет собственных средств;

 

1.2 установление порядка переустройства инженерных коммуникаций, предусматривающего заключение договоров компенсации нарушенного права собственности в имущественной (безденежной) форме;

 

1.3 установление порядка выдачи технических условий по переустройству инженерных коммуникаций.

 

2.                Минстрою России, Минтрансу России, Ростехнадзору

в части общестроительных норм и правил:

 

2.1 принятие поправок к проекту федерального закона № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», обеспечив закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации понятия «обоснование инвестиций для объекта капитального строительства», осуществляемого до подготовки документации по планировке территории; исключение безальтернативного использования в законах и подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации понятия «предполагаемая (предельная) стоимость»; расширение перечня разделов, включаемых в состав обоснований инвестиций для объектов капитального строительства;

 

2.2 внедрение стадийности проектирования в сфере строительства и законодательного закрепления взаимосвязанных с этим понятий и положений за счет установления дифференцированных требований к подготовке документации на стадии «проектная документация / проект» и стадии «рабочая документация» и обязательности прохождения различных стадий в зависимости от вида (сложности) объекта и (или) сметной стоимости строительства и источников финансирования, обеспечив проработку вопросов:

 

2.3 закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации понятий:

- «проектная документация (стадия «ПД» или стадия «ПРОЕКТ»)» и «рабочая документация (стадия «РД»)» как самостоятельных стадий проектирования;

- «параметры объекта» как количественные и (или) качественные показатели, характеризующие объект и (или) его части и посредством соблюдения которых обеспечиваются потребительские свойства объекта, его надежность и безопасность, а перечень определяется в задании на проектирование, уточняется в проектной документации (с обязательным отражением в заключении экспертизы) и не подлежит изменению при разработке рабочей документации;

 

2.4 введение требования в части того, что параметры объекта, отраженные в заключении экспертизы, являются критериями необходимости корректировки проектной документации и ее повторной экспертизы, определив, что проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется повторно на государственную экспертизу при внесении в нее изменений в части технических решений, которые изменяют параметры объекта капитального строительства;

 

2.5  разграничение требований (норм), регламентирующих соответствующие правоотношения в сфере строительства таким образом, что:

а) строительство объектов капитального строительства производится в соответствии с рабочей документацией и соблюдением параметров объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;

б) осуществление государственного строительного надзора осуществляется на предмет соответствия построенного объекта рабочей документации и параметрам объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;

в) получение заключения о соответствии и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляются при соблюдении требований соответствия построенного объекта рабочей документации и параметров объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;

2.6 наделение заказчика полномочиями выделять отдельные этапы внутри утвержденной проектной документации на линейный объект на основании утвержденных технико-экономических показателей линейного объекта и сопутствующих объектов, согласно положительному заключению экспертизы на линейный объект (исполнитель: Минстрой России);

 

2.7 наделение органа, уполномоченного выдавать разрешение на строительство линейного объекта, выдавать отдельные разрешения на строительство отдельных этапов, а также на ввод в эксплуатацию отдельных этапов, выделенных заказчиком на основании проектной документации и положительного заключения экспертизы на линейный объект;

 

2.8 установление возможности для Государственного строительного надзора выдавать заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов в соответствии с утвержденной разбивкой на этапы.

 

3. Минэкономразвития России, Минстрою России, Минтрансу России

в целях дальнейшей оптимизации ценообразования в дорожном строительстве:

 

3.1. совершенствование базисно-индексного метода, в том числе путем применения в качестве альтернативы комбинированного метода (в котором ресурсным методом определяется стоимость основных ресурсов, для остальных ресурсов применяется базисно-индексный метод);

 

3.2. обеспечение непрерывности процесса обновления сметно-нормативной базы, своевременного введения методических положений и сметных норм с привлечением профессионального сообщества, в том числе путем:

- создания региональных центров мониторинга стоимости строительных материалов, эксплуатации машин и механизмов, транспортных издержек и фонда оплаты труда с целью актуализации единичных расценок и сметных цен на строительные ресурсы (до ввода в действие федеральной государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) в 2023 году);

- разработки и выпуска ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости (пересчета в текущий уровень цен) по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям с разделением на поэлементные затраты (оплата труда, эксплуатация машин и механизмов, материалы);

 

3.3 обеспечение возможности исключения из предмета проверки достоверности сметной стоимости установление непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства или стоимости объектов-аналогов с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты;

 

3.4 ограничение применения усредненных показателей стоимости и предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах, в целях планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и в качестве критерия экономически эффективной проектной документации при определении целесообразности её повторного использования;

 

3.5 разработка сметных нормативов на все виды проектных работ, на которые эти нормативы отсутствуют, а также переработка методики определения затрат на авторский надзор, приемочную диагностику и строительный контроль;

 

3.6 разработка методики ценообразования на использование технологии информационного моделирования на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации линейных объектов;

 

3.7 установление предельного уровня рентабельности при производстве (добыче) инертных материалов, используемых при производстве дорожных работ.

 

4. Минфину России, Минтрансу России, Минюсту России

в части налогового и административного законодательства:

 

4.1. дополнение Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193, положением о необходимости выделения финансовых ресурсов на приведение в нормативное состояние искусственных сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, начиная с 2020 года;

 

4.2 внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения автомобильных дорог регионального и местного значения из объектов налогообложения;

 

4.3 внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части переноса срока уплаты транспортного налога физическими лицами с 1 декабря на срок не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом);

 

4.4 внесение дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности владельцев (собственников) транспортных средств за умышленное сокрытие государственных регистрационных знаков транспортных средств при проезде пунктов весогабаритного контроля, а также за совершение действий в зоне пунктов весогабаритного контроля, препятствующих идентификации транспортного средства (движение на минимальных расстояниях за впереди идущим транспортным средством, при котором государственный регистрационный знак закрывается от камер фото-, видео- фиксации).

 

5. Минфину России, Минстрою России, Минтрансу России, ФАС России

в части контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

 

5.1 оптимизация применения предусмотренного законодательством комплекса обеспечительных мер, в том числе в плане исключения их дублирования, с возможностью использования в рамках одного контракта какой-либо одной меры обеспечения (или банковская гарантии, или казначейское сопровождение, или гарантийные удержания и т.п.);

 

5.2 рассмотрение возможности учета в сметных нормах (например, в накладных расходах) и / или включения в состав сводных сметных расчетов отдельными строками лимитов на оплату неучтенных расходов, связанных с обеспечительными мерами (в том числе на обеспечение авансового платежа, обеспечение исполнения контракта, обеспечения гарантийного периода) с учетом их индексации либо учитывать их дополнительно при расчете начальной (максимальной) цены контракта;

 

5.3 исключение для контрактов в сфере строительства таких форм закупок, где основным критерием для выбора победителя является цена (аукционов);

 

  5.4 включение выполнения работ по строительству (реконструкции) объектов транспортной инфраструктуры в перечень случаев, когда заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием (в т.ч. в электронной форме);

 

5.5 установление порогового значения снижения начальной (максимальной) цены контракта, обусловливающего возможность применения антидемпинговых мер, в размере не более 10 (десяти) процентов;

 

5.6 введение положения о том, что смета на строительство, график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных работ составляются победителем конкурсных процедур на стадии подготовки и подписания государственного контракта в соответствии с утвержденными заказчиком годовыми лимитами финансирования;

 

5.7 исключение из конкурсов в электронной форме (конкурс с ограниченным участием) конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией, и указания на товарный знак (при наличии) в связи с тем, что проведение указанной процедуры применяется на определение подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ и в документацию о закупке прикладывается проектно-сметная документация;

 

5.8 введение положения, что при заключении государственного и (или) муниципального контракта с подрядчиком из числа субъектов малого и среднего предпринимательства конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 50 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта, за исключением работ по переустройству  инженерных коммуникаций.

 

 

6. Минстрою России, Минтрансу России

в части технического регулирования в сфере строительства:

 

6.1 проведение совместно с ТК 418, 465 и профессиональным строительным сообществом анализа качества существующих стандартов в области строительства (в том числе транспортного), разработка и утверждение предложений по устранению выявленных разногласий и противоречий;

 

6.2 уточнение порядка рассмотрения и утверждения программ разработки национальных стандартов в части обязательного их согласования смежными ведомствами и техническими комитетами, а также профессиональным строительным сообществом;

 

6.3 приостановка введения в действие новых стандартов (сводов правил) до устранения противоречий в действующих нормативно-технических документах, за исключением нормативно-технических документов, предусмотренных к разработке в графике обновления стандартов и технических требований в области дорожного хозяйства, утвержденном на заседании проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 27 марта 2019 года с учетом его корректировок до 2024 года. 

 

Кроме того, в целях повышения сохранности дорог, качества дорожного строительства и обеспечения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» квалифицированными кадрами предложить Правительству Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по принадлежности до конца 2019 года проработать следующие вопросы:

 

7. Минобрнауки России:

 

7.1  увеличение в период 2020 – 2024 годов контрольных цифр приема на очную форму обучения по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований для образовательных учреждений высшего образования;

 

7.2 введение законодательной нормы, в соответствии с которой специалисты дорожного хозяйства, закончившие ВУЗы за счет бюджетных ассигнований, обязаны отработать по полученной специальности не менее трех лет либо оплатить стоимость учебы;

 

7.3 обеспечение в период 2020 – 2024 годов бюджетного финансирования инновационных разработок новых дорожно-строительных материалов и технологий в образовательных учреждениях высшего образования, в том числе МАДИ, в целях увеличения прочности конструкций дорожных одежд для обеспечения межремонтных сроков 12 лет на региональные сети автомобильных дорог.

 

Минтрансу России:

 

7.4 создание межведомственного координационного совета по вопросам координации транспортного обеспечения реализации национальных проектов с участием министерств и ведомств, транспортных организаций, экспертного сообщества и активистов ОНФ;

 

7.5 разработка и внедрение в практику альтернативных технологий строительства автомобильных дорог, что позволит перейти на новый технологический уровень строительства и содержания автомобильных дорог, обеспечивающий переход на 12-24-летний межремонтный период («12/24»), повысит прочность дорожного покрытия, обеспечит здоровую конкуренцию на соответствующем товарном рынке и снизит стоимость строительных материалов;

 

7.6 создание на базе МАДИ независимого научно-образовательного центра компетенций для контроля за внедрением инновационных технологий и материалов при реализации национального проекта БКАД, повышения квалификации и переподготовки кадров подрядных организаций и заказчика;

 

7.7 ограничение использования шипованной резины в весенний, летний и осенний период;

 

7.8 закрепление в нормативных документах обязательного проведения инструментальной диагностики основной (опорной) сети автомобильных дорог регионального значения, мостовых сооружений, оценки несущей способности конструкций дорожных одежд с использованием современных диагностических лабораторий на этапах проектирования и сдачи в эксплуатацию с включением этих расходов в состав сметы проекта.

 

Минпромторгу России:

 

7.9 установка на грузообразующих объектах сыпучих грузов (инертных материалов, зерна, угля, рудных материалов и др.), а также леса и лесоматериалов весов для взвешивания транспортных средств перед выездом на сеть автомобильных дорог общего пользования.

 

8. Минстрою России, Минтрансу России, Минкомсвязи России, Минобрнауки России

в  целях обеспечения скорейшего внедрения цифровых технологий, в т.ч.  технологий информационного моделирования в дорожное строительство предусмотреть:

 

8.1 внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в части скорейшего внедрения применения технологии информационного моделирования, в том числе в целях обеспечения скорейшего старта пилотных проектов.

 

8.2 обеспечение государственной поддержки разработки отечественного программного обеспечения (ПО), защиты обмена и хранения информации стратегического значения, в том числе рассмотрев возможность включения задачи разработки отечественного ПО в области информационного моделирования в состав национального проекта «Цифровая экономика»;

 

8.3 внесение изменений в учебные планы профильных ВУЗов с целью подготовки специалистов в области информационного моделирования, организовать курсы повышения квалификации для действующих проектировщиков и заинтересованных представителей органов государственной власти.

 

 

9. Минтрансу России

в целях перехода с 2024 года в регионах России на технологический уровень, обеспечивающий 12-летний межремонтный период, обеспечить:

 

9.1 утверждение Правительством перечня технологий, обеспечивающих переход на новый технологический уровень ремонта и содержания автомобильных дорог «12/24»;

 

9.2 разработку и утверждение субъектами Российской Федерации плана освоения перечня технологий «12/24» с обеспечением их внедрения к 2024 году.

 

9.3  внедрение цифровых технологий виртуальных испытаний элементов дорожного обустройства, разработанных ФГБОУ ВО МАДИ, обеспечивающих выполнение контрольных цифр Национального проекта «БКАД» по снижению показателей смертности, а также создание новой эффективной уникальной установки (УНУ) для натурных испытаний дорожных ограждений безопасности в учебно-исследовательском центре (УИЦ) МАДИ, включив эти работы в Национальный проект «БКАД».

 

10. Просить Правительство Российской Федерации поручить:

 

10.1. Минпромторгу России в целях обеспечения программ Национального проекта «БКАД» высокопроизводительной дорожно-строительной техникой отечественного производства проработать вопросы:

 

10.1.1 Создания на базе МАДИ при участии Минпромторга России, ТПП РФ, Росспецмаш, СРО Ассоциация «СПЕЦАВТОПРОМ» и предприятий промышленности, входящих в состав Ассоциации, отраслевого научно-образовательного центра с возложением на него следующих полномочий:

- проектирование новых образцов дорожно-строительной и коммунальной техники, повышение их технического уровня и системы испытаний;

- разработка новых методов эффективного строительства и содержания автомобильных дорог;

- выдачи поручительств саморегулируемой организации на основании результатов испытаний о допуске продукции к финансовому возмещению из компенсационного фонда саморегулируемой организации, в случае ущерба потребителю от использования некачественной продукции (дополнительные гарантии потребителя);

- подготовка специалистов для дорожного хозяйства, в том числе проведение занятий на базе ФГБОУ ВО МАДИ и других ВУЗов;

- организация постоянно действующей выставки и демонстрации работ дорожно-строительной, коммунальной и аэродромной техники;

- подготовка дорожно-строительной и коммунальной техники для реализации по программам экспорта.

 

10.1.2 О разработки на период 2020 – 2024 годов программы государственной поддержки развития и поставки технологического оборудования и станочного парка отечественных производителей для предприятий – производителей дорожно-строительной и коммунальной техники.

 

10.1.3 Об оптимальных формах и механизмах финансирования:

- межсезонных закупок строительных материалов и проектов развития производственно-логистической инфраструктуры для обеспечения дорожной и строительной отрасли строительными материалами;

- инжиниринговой инфраструктуры для обеспечения проектов создания импортозамещающих производств современной дорожно-строительной техники.

 

10.1.4 О целесообразности внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 547 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в целях предоставления покупателям скидки при приобретении техники» в части предоставления права покупателям отечественной дорожно-строительной техники получать скидки в размере 15% от цены производителя.

 

10.1.5 О расширении номенклатуры дорожно-строительной и коммунальной техники, включенной в Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 656.

 

10.2 ФАС России, Минтрансу России во взаимодействии с СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» рассмотреть вопрос разработки комплекса мер, направленных на снижение компаниями-операторами железнодорожного подвижного состава стоимости оказания услуг по предоставлению полувагонов в период массового вывоза строительных грузов, в целях недопущения роста цен на инертные строительные материалы для объектов капитального строительства, используемых для реализации национальных проектов.

 

11. В целях создания надежной системы ресурсного обеспечения национальных проектов транспортного и строительного блока всем заинтересованным сторонам считать целесообразным:

Минэнерго России, Минпромторгу России, Минтрансу России

в сфере производства и поставок битумных материалов:

 

11.1. разработку и координацию реализации планов развития системы современных производственно-логистических битумных мощностей (хранилищ) на период до 2021 года (1-я очередь) и до 2024 года (2-я очередь) с участием предприятий и организаций нефтеперерабатывающего, дорожно-строительного и транспортного комплексов.

 

11.2 формирование среднесрочных, долгосрочных и детализованных краткосрочных прогнозов потребности федеральных, региональных и муниципальных дорожных органов в битумных материалах с заданными эксплуатационными параметрами (а в отдельных регионах – с заключением централизованных контрактов).

 

11.3 разработку и актуализацию документации для нормативно-технического регулирования всего цикла обеспечения поставки битумных вяжущих и битумного сырья с заданными эксплуатационными свойствами, включая технологии перевозки, хранения, разогрева и контроля качества битумных материалов.

 

11.4 согласование с нефтеперерабатывающими компаниями прогнозных среднесрочных и краткосрочных планов поставок на региональные рынки битумных вяжущих и / или битумного сырья.

 

11.5 разработку и оперативную (не реже 1 раза в квартал) актуализацию сметных нормативов и контрактной документации на производство и поставку высококачественных битумных вяжущих и асфальтобетонов с улучшенными эксплуатационными показателями и увеличенным сроком службы на основании данных мониторинга цен во всех регионах Российской Федерации.

 

11.6 создание системы аккредитованных лабораторий и региональных центров для подтверждения соответствия и входного контроля качества битумной продукции с улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками и услуг по обеспечению ее перевозки и хранения.

 

11.7 Создание специализированных межведомственных научно-исследовательских программ и центров для разработки и испытаний новых видов битумной продукции с улучшенными эксплуатационными свойствами и оборудования для ее производства, транспортировки и хранения, а также инжинирингового сопровождения создания соответствующих производств и контроля качества продукции.

 

11.8 Создание при Торгово-Промышленной палате РФ с участием Комитета по транспорту Государственной Думы РФ экспертного совета по вопросам ресурсного обеспечения транспортного и промышленно-гражданского строительства.

 

11.9 Наделение Общеотраслевого центра компетенций по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог правом на отбор контрольных проб и исследование образцов конструкций дорожных одежд на участках дорожных работ, выполняемых с применением новых технологий, технологических решений и материалов, а также оценку технических параметров после окончания дорожных работ.

 

11.10 Разработку и внедрение в практику строительства автомобильных дорог применения альтернативных технологий строительства автомобильных дорог - строительство цементно-бетонных автомобильных дорог, что позволит перейти на новый технологический уровень строительства и содержания автомобильных дорог, обеспечивающий переход на 12-14-летний межремонтный период.

 

12. ФАУ «РОСДОРНИИ» и Российскому университету транспорта(МИИТ):

 

12.1 обеспечить проведение работ по информационно-аналитическому и научно-техническому сопровождению необходимых мероприятий по разработке оптимизированных межрегиональных планов и цепочек поставки строительных материалов, согласованных с участием предприятий РЖД и Росморречфлота, а также дорожных и строительных комплексов субъектов РФ.

 

12.2 скоординировать создание и актуализацию банка данных о прогнозных объемах спроса и производства щебеночных и битумных материалов;

 

12.3 обеспечить оперативный контроль хода выполнения планов межсезонных закупок и сезонных поставок строительных материалов с мониторингом цен на транспортно-логистические услуги.

 

12.4 разработать с привлечением федеральных и региональных институтов развития России, а также профильных государственных корпораций Межведомственную Программу «Обеспечение мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года качественными строительными материалами в необходимых объемах и при недопущении роста цен.

 

13. Экспертному совету Общеотраслевого центра компетенций по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог (ОЦК на базе ФАУ «РОСДОРНИИ»):

 

13.1 Организовать в первоочередном порядке проведение аудита и гармонизации нормативно-технического обеспечения дорожной деятельности в части применения ресурсоэффективных технологий, материалов и конструкций с увеличенным сроком службы (асфальтобетонных покрытий с увеличенным сроком службы, стабилизированных и регенерированных слоев оснований дорожных одежд повышенной надежности, битумных вяжущих с улучшенными эксплуатационными параметрами для регионов со сложными природно-климатическими и транспортными условиями и т.п.).

 

13.2 Обеспечить широкомасштабное внедрение данных технологий при проектировании и производстве работ за счет внесения в Реестр новых материалов, технологий и проектно-технических решений повторного применения,

 

13.3 Оказывать содействие региональным дорожным комплексам субъектов Российской Федерации в соответствующей корректировке (актуализации) региональных программ дорожной деятельности, целенаправленной профессиональной переподготовке специалистов региональных организаций, выполняющих функции заказчиков, проектировщиков и подрядчиков по вопросам применения новых ресурсоэффективных технологий и материалов.

 

14. Минпромторгу России, Минтрансу России, Минприроды России

в целях развития производства отечественных высокотехнологичных компонентов и материалов для дорожного строительства:

 

14.1 Предложить Минтрансу России совместно с Минприроды России и Минпромторгом России подготовить совещание в Правительстве Российской Федерации по переработке утильных шин и дальнейшему использованию в виде модификаторов битумного вяжущего в дорожном строительстве.

 

14.2 Выйти с предложением в Правительство Российской Федерации поручить созданной Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным Публично-Правовой Компании «Российский Экологический Оператор» разработать проект организации отрасли промышленности по вторичному использованию отходов производства.

 

14.3 Поддержать, в первую очередь, такие отрасли как переработка шин, пластмасс и др., финансирование которых может полностью быть осуществлено за счет экологического налога и утилизационного сбора в рамках создаваемой компании ППК «РЭО».

 

14.4 Считать необходимым наращивание объемов внедрения на территории Российской Федерации (в том числе, в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги») модификаторов на основе активного резинового порошка, ввиду наличия стоимостных и технологических преимуществ указанных материалов.

 

14.5 Принимая во внимание наличие экологической проблемы на территории Российской Федерации, связанной с накоплением изношенных автомобильных шин и малый объем их переработки, считать допустимым и целесообразным введение квоты на применения модификаторов асфальтобетона на основе активного резинового порошка.

 

14.6 С целью обеспечения подрядных организаций качественными модификаторами асфальтобетона считать необходимым ввести обязательную сертификацию обозначенной продукции для чего, целесообразно создание общего и независимого единого центра испытаний и сертификаций, обладающего необходимыми компетенциями.

 

Короткая ссылка на новость: http://souztransrus.ru/~CMdLl