ћеропри€ти€:


¬ этом году исполн€етс€ 20 лет со дн€ образовани€ –оссийской ассоциации подр€дных организаций в дорожном хоз€йстве Ђј—ѕќ–ї. ќ де€тельности ассоциации рассказывает ее бессменный генеральный директор јлександр ћалов

20 ћарта 2014

…≈диница - вздор,
единица - ноль,
один - даже если очень важный –

не подымет простое п€тивершковое бревно,
тем более дом п€тиэтажныйЕ.

¬ладимир ћа€ковский

—ила Ц в единении!

¬ этом году исполн€етс€ 20 лет со дн€ образовани€ –оссийской јссоциации подр€дных организаций в дорожном хоз€йстве «ј—ѕќ–». ќ де€тельности ассоциации рассказывает ее бессменный генеральный директор јлександр ћалов.

- јссоциаци€ Ђј—ѕќ–ї создана 21 сент€бр€ 1994 года. ”чредител€ми выступили семь крупных дорожно-строительных организаций. —егодн€ ее членами €вл€ютс€ 265 территориальных ассоциаций, союзов, саморегулируемых и крупных подр€дных организаций, в состав которых вход€т 2500 предпри€тий.

ј—ѕќ– представл€ет и отстаивает интересы подр€дчиков в федеральных и региональных органах власти, сотруднича€ с “оргово-промышленной палатой –‘, –оссийским союзом промышленников и предпринимателей, –оссийским союзом товаропроизводитилей, —оюзом транспортников –оссии. ¬ ѕравительстве –оссии ј—ѕќ– работает в составе “рехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отстаивает интересы работодателей дорожной отрасли, при подготовке законопроектов по социально-трудовым отношени€м подписывает от имени работодателей генеральное соглашение. 25 декабр€ 2013 года было подписано √енеральное соглашение между ќбщероссийскими объединени€ми профсоюзов, ќбщероссийскими объединени€ми работодателей и ѕравительством –‘ на 2014-2016 годы.

¬ажность этого событи€, участву€ в церемонии подписани€ соглашени€, подчеркнул ѕредседатель ѕравительства –‘ ƒмитрий јнатольевич ћедведев: Ђя убежден, что новое соглашение за счет повышени€ эффективности государственной де€тельности, государственного управлени€, а также всех участников трудовых соглашений, внедрени€ принципов достойного труда путем ратификации целого р€да конвенций ћќ“ поможет сделать нашу экономику более современной, более эффективной, а самое главное Ц действительно более комфортной дл€ работы огромного количества наших людей и обеспечит если не самый высокий, то приемлемый по современным стандартам уровень жизниї.

Ќеобходимо сказать еще и о том, что 12 но€бр€ 2013 года состо€лось подписание ‘едерального отраслевого соглашени€ по дорожному хоз€йству на 2014-2016 годы. ќт ќбщероссийского отраслевого объединени€ работодателей в дорожном хоз€йстве Ђј—ѕќ–ї его подписал €, от ќбщероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хоз€йства Ц ѕредседатель ÷  профсоюза Ђ–ќ—ѕ–ќ‘“–јЌ—ƒќ–ї ¬ладимир ¬ладимирович Ћомакин. Ёто соглашение зарегистрировано ћинтрудом.

Ќовый документ официально закрепл€ет за участниками ключевые принципы сотрудничества между работниками и работодател€ми дорожной отрасли по социально-трудовым вопросам и усилению социальной защиты работников дорожного хоз€йства. Ётот правовой акт устанавливает общие принципы регулировани€ трудовых и св€занных с ними экономических отношений между работниками и работодател€ми организаций отрасли. ¬ажно, что соглашение €вл€етс€ об€зательным к применению при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров. ¬ соглашении на 2014-2016 гг. особое внимание уделено обеспечению повышени€ уровн€ заработной платы работников дорожного хоз€йства, оговорены дополнительные услови€ защиты их пенсионных прав, вопросы охраны труда. —ледует подчеркнуть, что этот документ не €вл€етс€ рычагом давлени€ работников на работодателей, это соглашение направлено на развитие отрасли.

- — социально-трудовыми отношени€ми пон€тно.  акие еще задачи ставит перед собой ј—ѕќ–Ш

- ¬ ‘едеральном собрании –оссийской ‘едерации ј—ѕќ– участвует в и реализации планов законотворческой де€тельности. ѕредставители ќбъединени€ работают членами экспертных советов нескольких комитетов. јктивно взаимодействуем работаем с комитетами по транспорту, землепользованию и строительству √осударственной ƒумы –‘. ” нас профессиональна€ комисси€ по законотворчеству, котора€ не мало сделала дл€ прин€ти€ законов об автомобильных дорогах, о контрактной системе, о концесси€х. я вхожу в координационный совет по малому и среднему бизнесу, по транспортной политике, по законотворчеству ћинтранса –‘, в общественный совет при ћинтрансе –‘, в правление “оргово-промышленной палаты, в правление –оссийского союза промышленников и предпринимателей, в состав правительственной комиссии по безопасности движени€, в состав комиссии по общественной экспертизе проектов государственной компании Ђ–оссийские автомобильные дорогиї. ј—ѕќ– был инициатором и активным участником создани€ —оюза транспортников. Ёто важно отметить, потому что благодар€ этому союзу и поддержке ќбщероссийского народного фронта мы имеем возможность активно работать с законодател€ми, проводить в √осдуму своих сподвижников. явл€€сь членами —оюза транспортников, мы на прот€жении последних двух лет трижды встречались с ѕрезидентом –оссии! Ёто ли не результат? я считаю, что у нас хорошие перспективы в √осдуме следующего созыва благодар€ тому, что наши представители вошли в территориальные органы Ђќбщероссийского народного фронта Ђ«а –оссиюї.

-  акова на ваш взгл€д эффективность профессиональных общественных объединений в наше врем€, когда пересматриваютс€ все стандарты предшествующего исторического периода?

- ¬рем€ все расставл€ет по своим местам, это закономерно. Ќо –осси€ не может развиватьс€ в отрыве от остального мира, а в зарубежных странах профессиональные объединени€ €вл€ютс€ мощной силой. ќни активно отстаивают интересы бизнеса, серьезно вли€ют на трудовые отношени€, что в свою очередь способствует развитию общества. «а примерами далеко ходить не надо: в —Ўј, например, объединенные по профессиональному признаку саморегулируемые организации дают допуск на участие в строительных работах, причем купить его, как у нас, нельз€, там это происходит на основе объективной оценки возможностей компании.

¬ –оссии, на мой взгл€д, иде€ саморегулировани€ не реализовала себ€ до конца. ѕоэтому сегодн€ даже ставитс€ вопрос, не вернутьс€ ли назад, к лицензированию! “олько в дорожном хоз€йстве сегодн€ создано п€ть —–ќ. ј в строительстве в целом Ц пор€дка 500! ѕовли€ло ли это на качество и срок выполн€емых работ?  акова роль саморегулируемых организаций в реализации законодательства о конкурсных торгах?

 акова на сегодн€шний день эффективность всех видов общественных организаций?   сожалению, их  ѕƒ приближаетс€ к  ѕƒ самовара. ≈сть ли у них перспективы? Ќесомненно. ѕричем решать мы можем самые разные задачи. “ак, например, во ‘ранции отраслевики - там всего семь крупных подр€дных организаций -объединились дл€ подготовки кадров. ¬ –оссии сегодн€ это актуально как никогда, потому что государство не в состо€нии, да, наверное, и не должно решать те проблемы, которые мы можем решить самосто€тельно. ќт сетований руководителей предпри€тий на то, что разрушена советска€ система профессионального технического образовани€, что специалистов среднего звена готов€т очень мало, а специалистов рабочих профессий и вовсе не готов€т, что сегодн€шних выпускников вузов приходитс€ доучивать до инженерной квалификации, надо переходить к действенным мерам. –ешение этих вопросов должны вз€ть на себ€ профессиональные объединени€, ведь сегодн€ крупные дорожные предпри€ти€ фактически подошли к этому, они сами готов€т кадры, отправл€€ их на различные курсы повышени€ квалификации, в вузы и колледжи. ќбщественные профессиональные организации могли бы, объединив усили€, решать эту задачу системно, формулиру€ задани€ дл€ высшей и средней школы в части количества и уровн€ подготовки специалистов профильных профессий. Ќам это вполне по силам.

≈сли бы в дорожной отрасли –оссии было единое профессиональное объединение, мы могли бы более активно участвовать в законотворчестве. —егодн€ же ј—ѕќ– совместно с јссоциацией проектных и изыскательских организаций Ђ–ќƒќ—ї формулирует свой пакет предложений, јссоциаци€ территориальных органов управлени€ автомобильными дорогами Ђ–јƒќ–ї

Ц свой. » все это изолированно друг от друга, причем каждый пытаетс€ перет€нуть оде€ло на себ€.  акие цели мы преследуем? ¬едь дл€ дела это только хуже, хот€ бы потому, что законодател€м приходитс€ рассматривать не один пакет предложений, а несколько, депутаты тер€ют врем€, чтобы разобратьс€ в этом массиве сведений и не понимают, в чьих интересах действуют. ј в результате получаетс€ как в известном афоризме ¬иктора —тепановича „ерномырдина о том, что Ђхотелось как лучше, а получилось как всегдаї.

„то мы делим? ƒл€ чего наплодили столько общественных организаций, которые, конкуриру€ друг с другом, тем не менее, до конца не решают ни один вопрос, просто не способны решить, потому что наша Ђзубастостьї зависит от нашего единства? Ќе люблю этот пример, но он невольно приходит в голову, когда заходит речь об объединении: нефтегазовый сектор экономики, благодар€ своему единству, имеет такое сильное лобби в правительстве, в ‘едеральном собрании, что ему удаетс€ все важные дл€ себ€ решени€ проводить через правительство и законодателей в кратчайшие сроки. ј мы только на закон об автомобильных дорогах дес€ть лет потратили.

—труктурно все просто: ј—ѕќ– объедин€ет работодателей и отстаивает их интересы. ƒа, мы занимаемс€ проблемой социального партнерства. Ќо проблема состоит в том, что профсоюзы на сегодн€шний день обескровлены. ѕоэтому мы не можем работодателей заставить соблюдать элементарные правила ведени€ бизнеса. ¬ результате у нас провал в социальных гаранти€х бизнеса работникам, а в вопросах подготовки кадров каждое предпри€тие вообще выкручиваетс€, как может. ј выход на иностранные рынки? Ќаши подр€дчики слабы, не готовы к этому. ƒа, некоторые из них, все же, получают зарубежные контракты Ц ќјќ Ђ÷ентрдорстройї, ќјќ Ђјвтобанї, ќјќ Ђј—ƒќ–ї. Ќаши дорожники работали в »ндии, ѕольше, ћарокко, “унисе, но нигде не закрепились. ѕотому что дл€ этого у дорожных предпри€тий не хватает инженерной мощи. ѕочему? ѕотому что не формируетс€ сильный подр€дчик в –оссии.

ќбратите внимание: все, что удаетс€ сделать - удаетс€ тогда, когда дорожники выступают единым фронтом. Ёто касаетс€ и воссоздани€ дорожных фондов, и 257-‘« Ђќб автомобильных дорогах и дорожной де€тельностиї, и 44-‘« Ђќ контрактной системеї. Ќо что касаетс€ последнего, то здесь тоже далеко не все пока €сно, так как нормативные акты в развитие этого закона, которые должны определить правила игры, прин€ты еще далеко не все. “ак и живем: закон уже вступил в действие, а как по нему работать, до конца не €сно.

¬место того чтобы становитьс€ крупнее и мощнее, в –оссии дорожные организации вынуждены заниматьс€ натуральным хоз€йством, чтобы обеспечить хоть какие-то гарантии своим работникам. ѕоэтому и создаютс€ при дорожных предпри€ти€х различные подсобные производства, ремонтные мастерские, сельхозобъединени€. ¬место того чтобы объедин€тьс€ в грозную силу на рынке, в единый кулак, в мощные производственные структуры, мы обособл€емс€ и выращиваем петрушку и морковку.

- “ак в чем же, по-вашему, состоит перспектива развити€ профессионального сообщества?

»менно в объединении по отраслевому признаку, а также в выходе на зарубежные рынки € вижу нашу перспективу. ƒа, есть уже примеры такой де€тельности Ц все тот же ќјќ Ђјвтобанї, например, участвует в конкурсных торгах госкомпании Ђјвтодорї в консорциуме с трем€ такими же крупными зарубежными компани€ми. Ќо это пока, к сожалению, только единичный пример.

ƒа, ј—ѕќ– всеми доступными способами и средствами пытаетс€ донести проблемы дорожного сообщества до власть предержащих. —егодн€ нужны специалисты, которые бы занимались анализом существующих проблем и методов их быстрого решени€.   сожалению, аналитиков сегодн€ в отрасли почти нет, их можно пересчитать по пальцам одной руки.  ак это ни обидно, нет их и в отраслевых —ћ». ќднако пора уже при –осавтодоре создать аналитическую группу Ц серьезную команду экспертов. Ѕез этого развиватьс€ дальше нельз€.

≈ще оно обсто€тельство представл€етс€ мне очень важным. Ќачина€ с 1997 года, дорожную отрасль возглавл€ет кто угодно Ц экономисты, юристы, даже нефт€ники, только не дорожники. Ќе хватает в центральном аппарате –осавтодора лишь врачей и журналистов. ј что?  ака€ разница-то?

ј ведь приход к власти случайных людей попросту вреден дл€ дела. ѕотому что, не име€ специальных знаний, они не могут компетентно управл€ть дорожным хоз€йством. ќни не способны правильно расставить приоритеты, а значит Ц распределить финансовые средства, федеральный дорожный фонд, между прочим; их вли€ние на законодателей сведено к нулю; они не знают отраслевых традиций, которые вырабатывались дес€тилети€ми до них, а значит, не могут их учитывать при прин€тии решений. ќни не знают истории развити€ отрасли, поэтому часто за новые решени€ выдают хорошо забытые старые. “ак у нас и идет топтание на месте, в крайнем случае Ц бег по кругу. ”же не говор€ о том, что неспециалист, возглавив отрасль, сразу не может приступить к делу, потому что ему нужно врем€, чтобы изучить сферу, которой он пришел руководить. » что интересно: как только кто-то из них войдет в курс дела, изучит, определитс€ и готов руководить полноценно Ц его снимают и назначают следующего, оп€ть неспециалиста. ѕо какому принципу их выбирают, наверное, можно пон€ть. Ќо зачем? » что дальше?

-  ак вы считаете, реально ли сегодн€ объединить дорожную общественность в одной организации, котора€ бы представл€ла общие интересы?

- √лавное, что мне дала работа в райкоме партии, которой € занималс€ в советское врем€ Ц это глубока€ убежденность в том, что не бывает невыполнимых задач. ¬се зависит от того, сколько усилий мы приложим, чтобы их решить. ѕрактика показывает, что эффективно работают профессиональные объединени€, когда они создаютс€ либо группой бизнесменов с целью продвижени€ своих интересов, либо руководителем отрасли дл€ лоббировани€ интересов общих, либо объединением уже существующих общественных структур дл€ реализации конкретной идеи. “ак или иначе - необходим лидер, причем не формальный, а реальный. “акие лидеры в дорожной отрасли были Ц это јлексей јлександрович Ќиколаев, јнатолий ѕавлович Ќасонов - темпы развити€ дорожной сети в то врем€ восхищают и сейчас. ≈сть такие люди и сегодн€.

ѕовторюсь: свою историю необходимо изучать, это позволит избежать ошибок в будущем. » в этой св€зи хочу напомнить, что в этом году мы празднуем 100-летие первого ћинистра автомобильных дорог –—‘—– јлексе€ јлександровича Ќиколаева. —оздан организационный комитетпод руководством –омана ¬ладимировича —таровойта, намечена широка€ программа меропри€тий. ќдин из ее пунктов Ц сооружение пам€тника ј.ј.Ќиколаеву, проект которого уже готов.   сожалению, средства на сооружение пам€тника поступают очень в€ло, а ведь увековечить пам€ть этого человека Ц наша св€та€ об€занность.

”важаемые коллеги! “е, кто неравнодушен к истории отрасли, могут перечислить деньги по следующим реквизитам:

ќт себ€ добавлю, что книга о ј.ј.Ќиколаеве, подготовленна€ к изданию јссоциацией ј—ѕќ–, вышла в издательстве Ђћолода€ гварди€ї в серии Ђ∆изнь замечательных людейї. –екомендую всем, кто неравнодушен к нашему дорожному делу, ее прочитать. ћожет быть, она не относитс€ к литературным шедеврам, но дух истории передает. Ёто несомненно.

’отелось бы отметить также, что де€тельность ќбщероссийского объединени€ работодателей в дорожном хоз€йстве Ђј—ѕќ–ї высоко оценена руководством страны Ц в 2012 году за активную работу по формированию эффективного социального партнерства, активную позицию в решении отраслевых проблем ѕрезидента ќбъединени€ јлександра ћалова наградил ѕрезидент –оссии ¬ладимир ¬ладимирович ѕутин.




 оротка€ ссылка на новость: http://souztransrus.ru/~Mx1ZB