Мероприятия:


Аналитическая справка о Концепции национального проекта «Внутренний водный транспорт»

10 Декабря 2020

Аналитическая справка о Концепции национального проекта «Внутренний водный транспорт»

 

После рецессии экономики в 90-е годы не удалось восстановить на необходимый уровень потребность экономики и социальной жизни страны только один сектор транспортного комплекса – речной транспорт.

В этой связи очень своевременное политические решения Президента Российской Федерации В.В.Путина о разработке высшего стратегического документа государства – Национального проекта «Внутренний водный транспорт» (далее - нацпроект).

Нацпроект должен до 2035 года решить системно-комплексные проблемы водного транспорта и включение его в транспортный комплекс в соответствии и на уровне развитых стран.

Белая книга Европейского союза (Стратегический план для единой европейской транспортной зоны: в направлении к конкурентоспособной и ресурсоэффективной транспортной системы) до 2050 года нацелена на еще большее расширение роли речного транспорта, хотя и в настоящее время по реке Рейн перевозится грузов больше, чем на всей речной системе России.

Китай за короткий период времени увеличил объёмы перевозки грузов на реках между промышленными центрами в 30 раз больше, чем перевозится в России.

Было бы целесообразно, в соответствии с мировым опытом, проработать экспериментальный проект на Волжско-Камском-Окском бассейне, начиная с Нижнего-Новгорода и до Астрахани, где расположено треть промышленных потенциалов, а также население России.

Речной транспорт по обеспечению перевозки грузов и пассажиров мог бы обеспечить значительные объёмы перевозки промышленных, сельскохозяйственных грузов между этими крупными промышленными центрами и высвободить на летний период автомобильные и железнодорожные транспортные пути.

Целью разработки концепции нацпроекта водного транспорта должны быть концептуальные подходы, рациональное использование одной из самых больших в мире системы речных путей как одного из секторов транспортного комплекса для эффективного комплексного развития логистики, перевозки грузов и пассажиров, а также развития туризма.

Представленная концепция нацпроекта практически описывает только структуру будущего нацпроекта. Однако концептуальные подходы должны обосновывать:

- предмет нацпроекта;

- экономические, социальные и экологические интересы государства и субъектов Российской Федерации;

- интересы грузовладельцев для перевозки грузов водным транспортом;

- гарантия развития всех секторов, обеспечивающих функционирование водного транспорта до 2035 года, в том числе водных путей;

- транспортное машиностроение;

- протекцию кредитной, лизинговой, фискальной и административной политики как на федеральном, так и на региональном уровне.

Выводы:

В концепции должна быть не только структура нацпроекта, но предпроектные обоснования, интересы государства, субъектов Российской Федерации и бизнеса в реализации данного нацпроекта, а также определен и обоснован предмет нацпроекта и основные блоки, обеспечивающие его реализацию.

Некоторые аргументы государственных интересов в протекции развития водного транспорта:

1. В навигационный период в период около 6 месяцев объём перевозок грузов в стране увеличивается примерно на 30% (строительные, сельскохозяйственные, пассажирские перевозки), практически вдвое увеличивается на автодорогах количество частных автомобилей. Для их гарантированного передвижения грузов и автотранспорта требуется дополнительные резервы пропускных возможностей автомобильных и железнодорожных путей.

В тоже время, именно в летний период происходит увеличение потребностей в ремонте автомобильных и железнодорожных путей, что снижает их пропускные способности. По оценкам экспертов в соотношении финансовых расходов бюджетов на содержание и развитие инфраструктуры в 22 раза выше на автомобильных дорогах и в 7 раз выше на железнодорожных, чем требуется для водных путей.

2. На основных речных бассейнах, допустим, на Волжско-Камском бассейне, расположены все крупнейшие города и большие промышленные сельскохозяйственные потенциалы, где возможно самое эффективное использование речного транспорта, что позволило бы снять с автомобильных и железных дорог большие объёмы товарных потоков между этими городами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, в том числе контейнерных, пакетированных, тяжеловесных, негабаритных, а также продукции автомобильной промышленности

Однако это требует необходимости создания линейного судоходства, которое обеспечивает доставку грузов по расписанию и переработку его в соответствии с нормативами в портах и в транспортных узлах.

3. Переключение грузов на речной транспорт, особенно через функционирование линейного судоходства, значительно снизило бы экологические нагрузки и, особенно, в мегаполисах и крупных промышленных центрах, а также между ними.

По оценкам Московской государственной академии водного транспорта экологический ущерб от одного рейса автомобиля от Санкт-Петербурга до Набережных Челнов (1000 км) приносит более 10 тыс. рублей экологического ущерба.

4. Снижение погибших и травмированных на автомобильных дорогах (каждые 2 млн. тонн грузов снятые с автомобильного на речной транспорт сохранит жизнь одного человека и на 6-7 снизит число пострадавших).

5. Имеются и другие аргументы государственных интересов (развитие промышлености, внешней торговли, въездного туризма и пр.) в протекции развития водного транспорта.

 

Выводы.

Исходя из проведённого анализа можно констатировать, что интересом государства и субъектов Российской Федерации является прогноз и его обеспечение, возможной передачи на речной транспорт объёмов и номенклатуры грузов для внутренних и внешних перевозок за счёт снижения издержек совокупных бюджетов на содержание и развитие, создание резервных пропускных возможностей автомобильных, железных дорог в навигационных период, а также экологических издержек и снижение погибших и травмированных на автомобильных дорогах.

 

О грузовой базе.

Решение государственного интереса развития речного транспорта, а также вышеперечисленных главных блоков обеспечения эффективности речного транспорта может быть решено только при одном условии, если будет создана гарантированная грузовая база по бассейнам на горизонт в 10-15 лет (на период окупаемости флота).

Только при этих гарантиях бизнес способен инвестировать развитие заказа речных судов, а также участие в создании товаротранспортной береговой инфраструктуры.

Именно учитывая это, Президент Российской Федерации В.В.Путин по итогам Госсовета поручением № Пр-1741ГС от 06.09.2016 предложил рассмотреть один из вариантов вопрос о возможности в период навигации повышения стоимости перевозок навалочных, крупнотоннажных и тяжеловесных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом там, где перевозки таких грузов может обеспечить водный транспорт.

Следовательно, прогноз и обеспечение гарантированной грузовой базы для внутренних и внешних торговых перевозок с горизонтом на 10-15 лет является главным вызовом нацпроекта водного транспорта.

В реализации этого проекта требуются концептуальные обоснования либо концептуальных подходов к оценке причин не желания грузовладельцев воспользоваться более дешевым водным транспортом для внутренних потребностей экономики, хотя среднесуточное передвижение товаров железнодорожным, автомобильным и водным транспортом находится в пределах 400 км.

Одной из причин нежелания грузовладельцев использовать речной транспорт является его сезонность.

Использование грузовладельцем речного транспорта в навигационный период грозит ему тем, что в последующем ему не гарантированы перевозки грузов другими видами транспорта.

Следует, концептуально проработать возможность принятия нормативной базы по заключению транспортных соглашений между грузовладельцами речным, железнодорожным или автомобильным транспортом, что они передают на речной транспорт в навигационный период определённые объемы и номенклатуру грузов и гарантируют грузовладельцу, что они примут на перевозку эти объёмы и номенклатуру после окончания навигационного периода.

Это главный вызов.

Без решения этого главного вызова невозможно в нацпроекте прогнозировать перевозку объёмов и номенклатуры грузов по бассейнам, а, следовательно, потребности в развитии всех основных блоков, обеспечивающих функционирование речного транспорта, в том числе, транспортных путей, инвестирование в транспортные средства и товаротранспортную инфраструктуру, развитие судостроения, технологии, подготовку кадров и т.д.

О федеральной и региональной протекционной политике

В Концепции необходимо разработать предпроектные подходы по финансовым, эконмическим механизмам и административным мерам стимулирования на федеральном и региональном уровне:

- для грузовладельцев с целью формирования грузовой базы по объёмам и номенклатуре с горизонтом на 10-12 лет для перевозки речным транспортом для внутренних и внешних целей, а также пассажиров;

- для стимулирования транспортного бизнеса и судостроительной промышленности для производства речных судов и технического флота для внутренних перевозок страны;

- для содержания, ремонта и развития речных транспортных путей;

- для создания и функционирования линейно-грузовых перевозок;

- для создания развития товаротранспортной инфраструктуры, в том числе для линейного судоходства на водных путях и грузовых узлах на основе федерального, регионального и частного партнерства.

 

О линейном судоходстве

В концепции должна быть обоснована необходимость создания линейного судоходства и для его функционирования товаротранспортная инфраструктура на водных путях и транспортных узлах.

Эффективность и конкурентоспособность речного транспорта при любых условиях транспортных путей зависит также от возможности его обеспечить перевозку основных объёмов грузов по определённым путям по графику линейными судами как «от двери до двери», так и от транспортного узла до транспортного узла.

А также имеет возможность производить по графику в течение рейса отгрузку с борта и погрузку на борт в порту по определённому графику.

Такая транспортная технология товарного конвейера на речном транспорте требует создания высокопроизводительных грузовых терминалов, в том числе в грузовых узлах, расположенных на реках для транспортного взаимодействия с железнодорожным и автомобильным транспортом, способных в определенном графиком времени производить все грузовые и административные операции.

Линейное судоходство требует высокоэффективных технологий взаимодействия с другими видами транспорта и грузовладельцами, а также терминалы, обеспечивающие формирование грузовой базы под каждый рейс с доставкой грузов до речного порта и доставку его грузовладельцу.

Полноценное использование возможностей речной сети России требует также создания современной товаротранспортной инфраструктуры на региональных реках и связи её с транспортной логистикой, товаротранспортной инфраструктурой на магистральных реках.

Это дорогостоящий проект по своим финансовым объёмам и географии расположения сопоставим с содержанием, ремонтом и строительством речной сети России.

Реализация ее потребует:

- разработки транспортного экономического баланса, то есть прогноза возможности переключения грузовой базы в навигационный период на речные пути;

- финансирование на основе государственно- регионально-частного партнёрства по созданию товаротранспортной инфраструктуры;

- создание ситуационных центров на базе бассейновых и межбассейновых центров планирований товарных потоков на речных путях;

- ситуационного центра управления движения линейными судами и исполнения стандартов переработки грузов в транспортных узлах и линейных терминалах на речных путях;

- создание комплексной цифровой системы прогнозирования, управления и контроля за функционированием этого сложного транспортного проекта;

- создание законодательно-нормативной базы, обеспечивающей соблюдение всеми участниками своих обязанностей и нормативов в обеспечении товаропотоков, гарантирующих линейным судоходством.

Исходя из комплекса задач, проработать концептуальные подходы для отработки такой технологии линейного судоходства как экспериментального проект на Волжско-Камском-Окском бассейне, начиная с Нижнего-Новгорода до Астрахани, где сосредоточены самые крупные промышленные центры, сельского хозяйства и торговли.

В целях реализации этого проекта для системного решения обеспечения судами и товаротранспортной инфраструктурой в создании конвейера товаров речным транспортом по взаимодействию с другими видам транспорта было бы целесообразно в концепции разработать возможность создания аналогичного акционерному общества РЖД – акционерное общество «Российский речной транспорта». В дальнейшем, распространить его влияние на всю Европейскую глубоководную речную систему.

 

Об обеспечении речным транспортом внешнеторгового потенциала России

Предложенные концептуальные подходы к разработке национального проекта по развитию водного транспорта включают в себя практически все необходимые условия для развития потребностей экономики страны по обеспечению внешнеэкономического потенциала речным транспортом.

Реализация всего комплекса задач национального проекта развития водного транспорта позволит внести определённый вклад в реализацию целей и задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

 

 

Предложение:

Для доработки концепции нацпроекта целесообразно создать комплексную рабочую группу на базе Российской академии транспорта, Российского университета транспорта с привлечением специалистов из университетов водного транспорта, научно-исследовательских организаций и специалистов речного транспорта.

Короткая ссылка на новость: http://souztransrus.ru/~9LdF7