Версия для слабовидящих





Мероприятия:


4 сентября 2014 г. в Екатеринбурге заместитель Министра транспорта РФ Алексей Цыденов выступил на XХIII Пленарном заседании Международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам» с докладом

6 сентября 2014

4 сентября 2014 г. в Екатеринбурге заместитель Министра транспорта РФ Алексей Цыденов выступил на XХIII Пленарном заседании Международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам» с докладом на тему: «Текущая ситуация и проблемы функционирования транспортного коридора Транссиб. Меры по повышению конкурентоспособности перевозок грузов по транспортному коридору Транссиб»

А. Цыденов отметил, что на сегодняшний день при активной поддержке государства осуществляются работы по развитию Восточного полигона, где расположена инфраструктура международного транспортного коридора «Восток – Запад». Основу евроазиатского направления «Восток-Запад» составляет Транссибирская магистраль, которая, пересекая по суше территорию России, обеспечивает выход на востоке на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая, Монголии и Казахстана, а на западе – через российские порты и пограничные переходы в Европейские страны. При формировании международных транспортных коридоров Транссибирская магистраль включена в проекты ЭСКАТО ООН в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией. Он также отметил, что в силу особенностей географического положения Транссибирская магистраль играет важную роль в обеспечении единого экономического пространства Российской Федерации и транспортной доступности Сибири и Дальнего Востока.

По его словам, в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года реализован целый комплекс мероприятий по электрификации направлений Транссибирской магистрали, строительству и реконструкции мостов, тоннелей, крупных сортировочных и припортовых станции. При этом А. Цыденов отметил, что общая потребность в инвестициях на первоочередные мероприятия по развитию и модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона составляет порядка 562 млрд. рублей. Реализация запланированных мероприятий позволит обеспечить перевозку дополнительно 55 млн. тонн грузов. В рамках развития Восточного полигона планируется специализация Транссибирской магистрали для обеспечения ускоренного пропуска специализированных контейнерных поездов и пассажирского движения.

Важное значение для обеспечения устойчивых связей между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, для привлечения грузов на Транссиб является развитие международных транспортных коридоров Приморье - 1 и Приморье - 2, а также организация прямого железнодорожного сообщения между Республикой Корея и Российской Федерацией, что станет возможным при восстановлении Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб через пограничный переход Хасан-Туманган.

По словам А. Цыденова, сегодня имеется ряд вопросов, решение которых позволит усилить конкурентоспособность перевозок грузов железнодорожным транспортом. Одним из таких вопросов является повышение пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Ограничения пропускной способности во многом обусловлены несвоевременной уборкой приватных вагонов с железнодорожных путей общего пользования. В прошедшем году Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, которым вносятся изменения в основополагающие для железнодорожной отрасли законы – «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Его цель – адаптировать нормативную базу к новым условиям работы железнодорожного транспорта на основе десятилетнего опыта ее применения, в том числе решить проблему несвоевременной уборки порожних вагонов после выгрузки.

В частности, законопроектом предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки. «Реализация положений законопроекта создаст условия для стимулирования участников перевозочного процесса, в том числе операторов железнодорожного подвижного состава и владельцев вагонов, эффективно использовать потенциал инфраструктуры железнодорожного подвижного состава и имеющегося у них вагонного парка», - сказал замминистра.

Другим важным вопросом нормативного регулирования в рамках повышения пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта, на который обратил внимание А. Цыденов, является вопрос привлечения средств частных инвесторов в развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования. По его словам, для решения этой задачи Минтрансом России разработан законопроект, положения которого предусматривают снятие ограничений на оборот части недвижимого имущества ОАО «РЖД», а также предусматривают положения о взаимодействии владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (перевозчиков) с пользователями услуг железнодорожного транспорта на основе долгосрочных соглашений. Указанные изменения должны мотивировать частных инвесторов вкладывать средства в строительство и обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В настоящее время Минтранс России дорабатывает законопроект и до конца года внесет его в Правительство Российской Федерации, сообщил А. Цыденов.

По его мнению, еще одним важным вопросом является эффективное использование логистического потенциала Транссибирской магистрали и комбинированного использования преимуществ каждого из видов транспорта, участвующего в перевозках в регионы Сибири и Дальнего востока. А. Цыденов проинформировал участников заседания о реализуемом Минтрансом России комплексе мер, направленном на совершенствование организации таких перевозок. Минтрансом России подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части порядка заключения и содержания договора, заключаемого между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком. В рамках работы над законопроектом были рассмотрены различные подходы к организации взаимодействия между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком и форм договора между ними.

Большое значение в законодательном плане в области взаимодействия различных видов транспорта имеет проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», разработанный Минтрансом России, отметил А. Цыденов. Законом будут установлены правовые основы осуществления прямых смешанных (комбинированных) перевозок и урегулированы отношения, возникающие между транспортными организациями, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), пассажирами при организации и осуществлении перевозок грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении.

По словам А. Цыденова, Минтрансом России проводится работа по подготовке комплекса проектов нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности контрейлерных перевозок. Реализация на практике положений указанных актов позволит упростить контрольные процедуры, проводимые уполномоченными государственными органами при перемещении контрейлеров через государственную границу. На сегодняшний день, в пограничных пунктах пропуска при выполнении функций государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, проводится инструментальный контроль с определением весовых и габаритных параметров транспортных средств. Прорабатывается вопрос о проведении на железнодорожных пограничных переходах таможенными органами только документального контроля автомобильных средств, а инструментальный контроль будет проводиться силами Ространснадзора на станциях назначения контрейлерных поездов. Кроме того, Минтранс России предложил установить и специальный габарит для контрейлерных перевозок. Размещение и крепление контрейлеров, масса и габаритные размеры которых превышают стандартные, осуществляется на особых условиях, что в значительной степени негативно сказывается на времени и эффективности контрейлерных перевозок. Определение специального габарита позволит исключить необходимость получения особых условий для каждой контрейлерной перевозки, что тем самым должно способствовать улучшению условий пропуска и повышению её эффективности.

А. Цыденов также подчеркнул, что важнейшим мероприятием, направленным на повышение конкурентоспособности Транссиба является проведение эффективной тарифной политики. С 1 января 2014 года при перевозках транзитных грузов по территории Российской Федерации, в том числе и для стран участников ЕЭП, применяется Тарифная политика, предусматривающая для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта единый порядок применения тарифообразования. В целях сохранения в 2014 году уровня железнодорожных тарифов на транзитные перевозки грузов стран – членов ЕЭП в направлении российских портов на уровне 2013 года и с учетом взятых обязательств Российской Федерацией в рамках ВТО и ЕЭП, а также в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации, ОАО «РЖД» было наделено правом изменения уровня ставок Тарифной политики в соответствии с положениями Тарифного Соглашения.

А. Цыденов напомнил, что 29 мая 2014 года в Астане подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступает в силу с 2015 года. Так, с 1 января 2015 года, в соответствии пунктом 13 порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, Приложения № 2 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике Приложения № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе, при перевозках грузов железнодорожным транспортом между государствами-членами через территорию другого государства-члена и между их территориями с участием железных дорог, а также при перевозках грузов с территории одного государства-члена через территорию другого государства-члена в третьи страны через морские порты государств-членов и в обратном направлении, российская сторона будет применять унифицированный тариф.

Действие Тарифной политики в соответствии с пунктом 14 вышеназванного порядка будет распространяться на перевозки грузов транзитом по железным дорогам государств-участников ЕЭП через сухопутные погранпереходы в/из государства участников Тарифного соглашения и 3-и страны, а также при перевозках из 3-их в 3-и страны. В настоящее время Минтранс России совместно с ОАО «РЖД» проводит необходимую работу по обеспечению применения этих норм договора с 1 января 2015 года.

А. Цыденов подчеркнул, что названные меры направлены, в том, числе, на достижение важной государственной задачи – повышение транзитного потенциала России и привлечение дополнительных объемов перевозок на Транссибирскую магистраль.

В этот же день в Нижнем Тагиле А. Цыденов принял участие в пленарном заседании «Транспортное машиностроение: влияние новых институциональных механизмов на развитие отрасли», проводимой в рамках Уральского транспортного салона «Магистраль-2014». А. Цыденов выступил с докладом на тему «Железнодорожное машиностроение 1520: идеология прогресса в постиндустриальной экономике»

По его словам, эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе. В целях эффективного развития железнодорожного транспорта Российской Федерации Минтрансом России разработаны основополагающие документы в данной области.

Ожидаемыми результатами реализации мероприятий Государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г № 2600-р, будут введение в эксплуатацию 2,6 тыс. км новых железнодорожных линий, доля протяженности «узких мест», на которых имеются ограничения пропускной способности, сократится к 2020 году до 5,1%, увеличение парка локомотивов на 5880 единиц, парка грузовых вагонов – на 160,6 тыс. единиц, пассажирских вагонов – на 7,7 тыс. единиц, мотор-вагонный подвижной состав - на 4096 единиц. Объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом возрастет к уровню 2011 года в 1,3 раза, в том числе в Московском транспортном узле – в 2,25 раза. Транспортная подвижность населения на железнодорожном транспорте увеличится в 1,23 раза и составит в 2020 году 1200,4 пасс.- км на 1 жителя.

Откорректированный проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает строительство сети высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий для связи крупнейших агломераций страны.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2008 № 877-р, стала основой для формирования условий социально-экономического развития России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, реализации транзитного потенциала России на базе интеграции железнодорожного транспорта в международные транспортные системы и повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.

За последнее время, на железнодорожном транспорте реализованы инфраструктурные проекты на основных направлениях грузовых и пассажирских перевозок, среди которых реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством Нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Совгавань. Заканчивается строительство линии Беркакит – Томмот – Якутск и Лосево – Каменногорск.

По словам А. Цыденова, высокие темпы развития железнодорожного транспорта подталкивают производителей железнодорожной техники к разработке инновационной продукции. Для грузовых вагонов нового поколения разработаны тележки с повышенными осевыми нагрузками. Особенностями конструкции являются: конструкционное исполнение литых деталей тележки, фрикционный узел гашения колебаний (скользуны, клинья гашения колебаний, пружины рессорного комплекта).

«Учитывая мировые тенденции в железнодорожном пассажирском сообщении, основными направлениями совершенствования конструкций пассажирских вагонов являются повышение их экономичности и комфортности, в частности - создание двухэтажных вагонов и вагонов микст-класса, включающего купе класса СВ и люкс, а также увеличение конструктивных скоростей, позволяющих сократить время пребывания пассажиров в пути», - сказал А. Цыденов.

По его словам, за последнее время освоено производство целой линейки новых серий локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, иного подвижного состава и их составных частей: пассажирские электровозы ЭП1М, ЭП1П, ЭП20, грузовые электровозы 3ЭС5К, 2ЭС4К и так далее. Ведется разработка образцов принципиально нового подвижного состава, среди которых двухсекционный грузовой электровоз переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5; пассажирский тепловоз ТЭП35 с конструкционной скоростью 160 км/ч. В ближайшее время ожидается появление новых разработок, связанных с использованием сжиженного природного газа (СПГ) на локомотивах и применением гибридных силовых установок.

По мнению А. Цыденова, реализация новых технических решений позволит создать новое поколение подвижного состава, задать долгосрочные технологические ориентиры инновационного развития железнодорожного транспорта и машиностроительного комплекса Российской Федерации, а также обеспечить преимущество отрасли для создания лидирующих позиций в посткризисной конкурентной борьбе.

Короткая ссылка на новость: http://souztransrus.ru/~aQAyi